Приз: открытие сомнологического центра

Как я построил свой «дом»

Немного о себе. Закончил Омский медицинский институт в 1988 году. Затем 5 лет посвятил неотложной нейрохирургии. Это было начало тех самых «беспредельных» 90-х, когда все рушилось, и медицина в том числе. Решил перейти на более спокойную работу в диагностический центр и стал заниматься нейрофизиологией. Защитил кандидатскую диссертацию по неврологии. Совмещал основную работу с работой в частных медицинских учреждениях, заскучал.

Настоящая история началось чуть больше года назад – осенью 2012 года. Тогда я впервые услышал о «несуществующей» у нас в стране специальности – СОМНОЛОГИЯ. Хорошо жить во времена доступности информации, и первое представление о том, чего нет, я получил, бродя по интернету.

Там и нашел сайт отделения медицины сна санатория «Барвиха».  Решение поехать на тематическое усовершенствование было мной принято без раздумий. И вот апрель 2012 года. Москва. Рублевка. Барвиха. Знакомство с Романом Вячеславовичем Бузуновым.

Его великолепное искусство лектора (нельзя не отметить, что практически нисколько ему не уступают его сотрудники) не оставило меня безразличным к той проблеме, которой он посвятил всю свою деятельность. Цикл меня увлек, я понял, что сомнология должна существовать и что я должен попробовать себя в ней реализовать.

Вернулся домой в Омск. Решению создать свой сомнологический центр домашние обрадовались не очень (а может быть, и очень не обрадовались), но я был мотивирован. Опыта подобной деятельности не было абсолютно, и я решил двигаться шажками («сделай это, дальше видно будет»).

Шаг 1. Аренда (покупка)

В первую очередь необходимо найти помещение. Для этого надо было решить, что я хочу. Если кто присутствовал на лекции Романа Вячеславовича о создании сомнологических центров, то должен помнить слайд, каким может быть сомнологический центр: хижина или небоскреб. Я решил ориентироваться на то, что видел, а это, конечно, лаборатория сна в Барвихе. Итак, в помещении должна быть регистратура (холл), кабинет для консультации, административный кабинет (где-то хранить бумаги, бухгалтерия и т.д.), палата для пациента, санузел, аппаратная комната и комната для персонала (переодеться, покушать, посплетничать :-), и в идеале помещение должно находиться на магистрали. Неожиданно для меня этот этап затянулся более чем на 2 месяца. Я решил арендовать помещение, но предлагали всё не то: или нет воды, или типичное офисное помещение с огромными комнатами для нескольких сотрудников и с общим туалетом где-то в конце коридора, или не тот район города. И вот очередной звонок, просмотр, и у меня в голове щелкнуло: «Вот оно!». Магистраль, остановка общественного транспорта рядом, изолированное помещение с входом с лестничной площадки, свой санузел, собственник не возражает против перепланировки, и даже нет проблем с парковкой. Заключил договор аренды. Здесь я хочу рассказать о возможном «подводном камне». По нашему законодательству договор аренды сроком на 12 месяцев и более подлежит государственной регистрации. И если договор аренды заключен на 12 месяцев и более, свидетельство о государственной регистрации договора аренды могут потребовать в лицензионном комитете. По ряду причин арендодатель не хочет связываться с регистрацией этого договора, тогда есть смысл заключать договор на 11 месяцев с последующей пролонгацией, а вообще каждый решает сам. Итак, помещение арендовано. Финансовый счетчик заработал (пока еще медленно) в минус, и теперь уже «соскочить» труднее. Следовательно, надо делать следующий шажок. Июль заканчивается.

Шаг 2. Ремонт

Обзвонил приятелей – у кого какие знакомые есть, занимающиеся ремонтом. Оказалось, все строители сейчас заняты и у них очередь. Опять обращаюсь  к всезнающему интернету, нахожу фирму, заключаю договор подряда. У них тоже сейчас работа, но обещали начать через 1 месяц – в конце августа – начале сентября.

Начался ремонт. Счетчик заработал в минус быстрее. По договору срок выполнения работ 1 месяц, но все сталкивались с нашими строителями. Мне повезло, и ремонт длился всего месяца полтора.  Итак, уже середина октября. Параллельно с ремонтом заказал диагностическое оборудование (пульсоксиметры и респираторный монитор) и СИПАПы, поскольку для дальнейших предлицензионных мероприятий оборудование клиники требуется в наличии.

Для того, чтобы меньше было проблем при подготовке к лицензированию, ремонт лучше делать, ознакомившись с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Дальше лицензирование. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Шаг 3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещения

Договор с ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области». Официальные сроки по договору 1 месяц. Для получения санэпидзаключения медицинское предприятие должно иметь договор на вывоз мусора, утилизацию ртутьсодержащих ламп, стирку белья, дератизацию и дезинсекцию. В пакете документов, сдаваемых на экспертизу, потребовали «Инструкцию по сбору, временному хранению и утилизации отходов» и «Программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактических) мероприятий». У нас в городе (я думаю, как и везде) существуют фирмы, которые с удовольствием за деньги напишут вам эту «Программу…». Я взял «Программу…» и «Инструкцию …» у приятелей, адаптировал под себя и сдал. Для того, чтобы облегчить себе жизнь, я отказался от лицензирования инвазивных методик. Мне вообще очень везло на грамотных и порядочных специалистов на всех этапах подготовки к лицензированию и при лицензировании.

Выезд специалистов на место для проверки соответствия помещения вышеуказанному СанПиНу, взятие проб воды и воздуха, замер освещенности – все хорошо. И санитарно-эпидемиологическое заключение у меня «в кармане». Уже конец ноября. Счетчик тикает.

Шаг 4. Роспотребнадзор

Технически ничего сложного на этом этапе нет. Все зависит от того, на какого чиновника попадешь. Пакет документов минимальный: заявление и только что полученное санэпидзаключение.

Официальные сроки – 1 месяц. Где-то в 20-х числах декабря я получаю санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

Шаг 5. Лицензирование

На лицензирование я заявил неврологию, функциональную диагностику и сестринское дело.

Пакет документов, представляемый на лицензирование, стандартный по всей стране, но могут быть какие-то нюансы. Поэтому всё перечислять не буду, остановлюсь на единичных деталях. Руководитель учреждения должен иметь специализацию по организации здравоохранения. Если помещение в ипотеке или в залоге у банка, желательно иметь разрешение банка на сдачу помещения в аренду. И, конечно, колоссальное значение имеет человеческий фактор при лицензировании. Мне повезло на человечных специалистов и в лицензионном комитете. Я успел сдать документы 26-го декабря (с 2013 года пошлина на лицензирование выросла больше чем в 2 раза). Новогодние праздники…  И вот ОНА – желанная лицензия.  На дворе 14 января 2013 года.

Теперь следующий этап. Продвижение, развитие. И надежда, что счетчик будет крутиться в другую сторону.

Хочу поблагодарить Романа Вячеславовича Бузунова за предоставленную возможность поделиться моим опытом по организации сомнологического центра с членами Ассоциации сомнологов и всеми заинтересованными лицами. Если у кого-то возникнут дополнительные вопросы, пишите мне на почту ipriz@yandex.ru, постараюсь всем ответить.

Приз Игорь Леонидович, г. Омск